Создание диорамы
"Под Понырями"
часть 1: САУ
"Фердинанд"
Мне давно хотелось сделать немецкую САУ Фердинанд – своеобразный
запоминающийся дизайн и широкая известность заинтриговали меня. И вот
у меня есть Elefant от Италери, который
представляет собой перепаковку старого набора фирмы
ESCI 70-х годов. Тогда отношение к копийности моделей было
несколько иное – лишь бы была похожа внешне. Подозрение, что модель
сильно упрощена закралось при первом же осмотре, оно же подтвердилось
при сравнении с чертежами (их и прочую информацию см. здесь). Решено было не устранять такие
серьезные неточности как несоответствие крыши МТО оригиналу, а лишь
повысить деталировку модели. Стоит отметить высокое качество
изготовления и хорошую собираемость модели.
Изкоробочная
модель была модификации Элефант – Модернизация Фердинанд. Отличалась
она заменой двухстворчатого люка на крыше рубки командирской башенкой
и установкой пулемета. Башенка (ужасно упрощенная) была срезана и на
её месте прорезано отверстие под люк. Отверстие сделал, т.к. хотел
открыть люки и показать интерьер, который есть в наборе, но сравнение
деталей интерьера с чертежом показало, что размеры и пропорции их
сильно нарушены, так что о показе внутренностей пришлось забыть. Люк
сделан из листового полистирола от упаковки мороженного. Петли
аккуратно вырезаны из номерка с литника модели. Ось шарнира – тянутый
литник. Ручки (и на корму) тоже выгнуты из тянутого литника. Все
крепилось обычным клеем для моделей.
Отсутствующие на
рубке крюки и какие-то плитки на стыке корпуса и рубки так же
изготовлены из полистирола.
Хотя основные
сварные швы и обозначены на САУ, но в соответствии с чертежом были
прорезаны иголочкой недостающие. Затем я их густо залил все тем же
клеем, а несколько погодя сделал иголкой имитацию фактуры.
Еще одним
серьезным недостатком модели является отсутствие смотрового прибора на
люке механика-водителя. Эта деталь была выточена из кусочка литника.
Стекло имитировал покраской темно-серым цветом и покрытием толстым
слоем лака.
Дульный тормоз
был просверлен и обработан иглой от шприца. Маска на пушке обработана
в соответствии с чертежом.
Серьезным
недостатком модели являются упрощения ходовой части. Сдвоенные катки
сделаны зацело. Я их проточил ножовочным полотном сделав кондуктор для
точности. Кроме того, катки, как и звездочки, имеют несколько неверное
расположение болтов, но этот недостаток я не стал устранять. Для
оживления образа самоходки я решил сделать её стоящей на неровном
грунте, с неравномерно нагруженной ходовой частью, для этого были
повернуты некоторые тележки подвески. Это потребовало сделать гусеницу
плавно обтекающую ходовую. Так как гусеница дана отдельными траками и
цельными сегментами их, то эти сегменты пришлось порезать на отдельные
траки, а затем клеить их обычным модельным клеем. Пока склеенные
гусеницы не схватились окончательно, я их приклеил на ходовую часть.
Стоит отметить кардинально не верный рисунок траков – я их залепил
густо грязью. Так же отсутствую направляющие гребни траков.
Антенна –
тянутый литник, кувалда – спичка+полистирол+фольга. У передних
буксирных проушин выбраны отрицательные уклоны. Пружинки на крылья из
проволочки.
Окрашивал я САУ
кистью, втирая полусухую краску базового цвета, чтобы не было
разводов. Данный метод отличается высокой трудоемкостью – аэрографом
быстрее. Цвета замешаны «на глазок» в соответствии с общей «пыльной»
гаммой диорамы. Использовалась смесь красок: акрил «Гамма», акрил и
темпера ПВА «Ладога». Камуфляж аккуратно нарисован кисточкой. Для
подчеркивания рельефа сделана смывка черным и темно-коричневым маслом
на уайт-спирите. Потертости металла имитированы простым карандашом.
Прототипом САУ выбрана машина с номером 723 (7 рота 654 батальон) ,
которая участвовала в атаке под станцией Поныри на Курской дуге в
первых числах июля 1943 г. Рисунок камуфляжа из монографии Свирина Кресты декали
родные, но номер взят из декалей советской бронетехники 1:35, что было
ошибкой – стиль написания номеров в вермахте несколько строже.
Запыленность
имитирована втиранием бежевого акрила от Звезды полусухой кисточкой и
смывкой. Кое-где цвет, для разнообразия, с оттенком охры (от Звезды).
Засохшие брызги грязи сделаны разбрызгиванием той же краски. Грязь
делалась кашицей из настоящей дорожной пыли, ПВА и все того же
бежевого. Где грязь должна быть «подсохшей» там эта кашица посыпана
сухой пылью.
Часть 2: фигурки |